Праздник для мертвых

1 ноября Римско-католическая церковь празднует День всез святых ,а на следующий день — поминание всех умерших. В этот день и не только среди римо-католиков есть традиция посещать могилы родственников и отправления там панихид.

Вообще поминание всех святых в церкви берет начало вместе с култом первых мучеников христианской эпохи. Изначально христиане отмечали «день рождения к небу» (dies natalis), то есть день мученичества отдельных христиан. Как правило, то тдень совпадал с днем погребения, поэтому по общепринятому тогда обычаю поминальные трапезы происходили как раз на могилах.

Начало празднования торжества Всех Святых в западной церкви можно увидеть в освящении Папой Бонифацием  IV  13 мая 609 (или 610) года бывшего Пантеона, языческого святилища в Риме, где издревле были собраны идолы богов, почитаемх в Римской империи,  как церкви в честь Девы Марии и Всех Мучеников. Годовщина этого дня до сих пор празднуется с большой торжественностью.


Маэста. Фрагмент. Воскресение. Сошествие во ад. 1308–1311.  Дуччо ди Буонинсенья

В следующем века Папа Григорий ІІІ (731-741) в базилике Св. Петра освятил часовню в честь Спасителя, Его Пресвятой Матери, Всех Апостолов, Мучеников и Исповедников Христа и всех совершенных Праведников, почивших по всему миру. Дата освящения этой часовни неизвестна, но с того времени в некоторых странах (Англии, Ирландии) начинают поминать всех святых в день 1 ноября. В ІХ-Х  веках этот день становится на Западе известен как торжество Всех Святых. Папа Григорий  VІІ (1073-1085) окончательно отменяет празднование, связанное с освящением Пантеона, и переносит его на 1 ноября. 
На следующий день после праздника Всех Святых Западная Церковь  чтит память умерших. 
Восточная Церковь тоже отмечает день ВСех Святых. По давней традиции, достигающей ІV-V веков, Всех Святых восточные христиане вспоминают в Литургии в первое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом подчеркивается особая связь святости с действием Святого Дуза в человеческих сердцах.


Церковь восточного обряда, кроме первого воскресенья после Пятидесятницы, вспоминает в своих молитвах всех усопгих и в воскресенье после Пасхи, в так называемое Поминальное Воскресенье.